PodCon’2010, или как «дунуть в писю» на сцене
На минувших выходных самый известный подкаст-терминал Рунета – rpod.ru – отмечал свое пятилетие ставшим уже традиционным мероприятием. «ПодКон», судя по названию, должен чем-то напоминать конференцию, но к 2010 году от конференции остался только один слог в названии. Это, впрочем, никто и не собирался скрывать: День рождения Русского Подкастинга позиционировался как развлекательное мероприятие. В подмосковный санаторий «Истра» выехали не с толстыми пачками визиток, а с объемными бутылками согревающих напитков.
Кто все эти люди?
Даже слушатели подкастов в Рунете – это скорее что-то маргинальное: за исключением нескольких известных подкастов вроде «Радио-Т» в широкие массы аудиоконтент не пошел. Препятствий было много: и крайне малая доля осмысленных подкастов среди массы лытдыбр-записей, и стабильно некачественный звук у большинства подкастов, да и просто непривычно воспринимать информацию в интернете ушами. А уж подкастеров в Рунете оказалось гораздо меньше, чем, например, блогеров: порог входа намного выше. Мало иметь тему для болтовни в микрофон, нужен еще и сам микрофон, и умение складно вещать, и понимание, как сделать этот треп хоть сколько-нибудь интересным.
В итоге на PodCon съехалось не так много людей (около 70 человек, не считая приехавших ненадолго гостей), но даже они умудрились разбиться по крохотным компаниям. Как комки в жидком тесте или манной каше, эти тусовки не особенно хотели сбиваться вместе, коммуницировали небольшими группками. «Podcon-2010» – это шепотки «А кто вон там такие и чего они делают?» и настороженные взгляды исподлобья, которые мог словить каждый.
«Против всех», примите свою награду
Самая содержательная часть «Подкона» – вручение наград за лучшие подкасты в нескольких номинациях. «Лучший мужской подкаст», «Лучший женский подкаст», «Лучший парный подкаст» и подобные категории. Победители определялись голосованием – в течение 20 дней любой зарегистрированный пользователь rpod.ru мог повлиять на результаты премии. И ничто так не свидетельствует об упадке «Рпода», как явное лидерство «Против всех» – именно так голосовало большинство. Стеклянные звезды-награды в номинациях, где победу праздновали нигилисты, подбрасывали в воздух и разбивали молотком под улюлюканье подкастеров и подслушателей.
Кое-как смог соперничать с деструктивным выбором только Laowaicast – подкаст о жизни в Китае. Получивший награды во всех возможных номинациях подкастер не присутствовал на мероприятии по географическим причинам. Жаль, возможно удалось бы узнать, насколько правдива история о привлечении голосов с единственного и потому крупного форума русской общины в Китае.
Закончилась церемония награждения тем, что Самый Главный Подкастер зачитал письмо, в котором достаточно здраво и конструктивно критиковались очевидные проблемы русского подкастинга. Правда, благодаря таланту Стрельникова-шоумена даже очевидный вывод «Сам подкон – как собрание профессионалов от подкастинга, все больше и больше перепрофилируется просто в обычную пьянку, которую по какому то недоразумению назвали конференцией» был воспринят со смехом и счастливыми улыбками. А может, причина в том, что только совсем далекие от подкастинга и rpod.ru люди могут предположить какую-то связь конференции и «Подкона».
Welcome to the freak show
Тот факт, что большей части присутствующих было наплевать на награды, а идеи официоза вызывали отторжение практически на физиологическом уровне, лучше всего подтверждает, как проводилась церемония вручения призов. По замыслу организаторов, на церемонию необходимо было придти в фриковском костюме – любом, на что хватит фантазии. Вообще, идея хорошая, и явно пользовалась популярностью. Наиболее популярны были почему-то белые медицинские халаты – нельзя с уверенностью сказать, есть ли в этом скрытый смысл.
Был вручен и приз за лучший костюм, который достался Павлу Картаеву, некогда ведущему популярный подкаст «Сиськи-письки шоу» – один из тех подкастов, которые нашли-таки себе тематического спонсора. Дальнейшее воспринимается как театр абсурда: Павел взял микрофон, припомнил старую историю, как в его подкасте ему однажды «дунула в писю» жена. После чего подкастер c микрофоном и женой отправился за кулисы, чтобы порадовать зал новой порцией звуков. Жена долго жаловалась, что забыла, как правильно «дуть в писю», но овации слушателей в итоге сорвала.
Вообще, старые истории – это то, чем жив PodCon. На фрик-шоу было достаточно отсылок к предыдущим тусовкам и локальным мемам. Видимо, иногда смешная шутка, повторенная через два года, остается смешной.
Цитатное
«rpod.ru – счастье и беда русского подкастинга». Подкастинг мог бы, наверное, развиваться в более или менее деловом русле, но, как бы парадоксально это не звучало, развитию больше всего мешает флагман. Флагман, который обладает должной известностью и узнаваемостью, куда обязательно приходят те, кто просто пытается разобраться, что за зверь такой – подкастинг, и те, кто хочет делать бизнес на аудиоконтенте. И завязают там, как в болоте: инерционная среда не подчиняется общим законам здравого смысла. Действительно, здесь слишком много завязано на личных отношениях старой гвардии и новых адептов, которые смотрят им в рот, не мигая. Здесь харизма действующих лиц и их привычки перебивают любое начинание: да как, да я, да вы кто такой, черта с два мы вам что-то здесь позволим!
Показателен пример с попыткой организовать какую-никакую, а все же конференцию, чтобы разбавить пьяный марафон. Инициативная группа подкастеров во главе с Ольгой Шагаловой (более известной как Оляпка) планировала провести конференцию, но оргкомитет «Подкона» не выделил им место для мероприятия, хотя актовый зал санатория простаивал большую времени пустым. Иницитивная группа нашла спонсора – конкурирующий подкаст-терминал PodFM был готов оплатить этот зал для благой цели. Но организаторы «Подкона» не потерпели ни конкурентный терминал, ни попытку отобрать немного славы, и попытку зарубили под самый корешок. Эта история рассказывалась кулуарно – от подкастера к подкастеру, в запертых изнутри номерах санатория.
«Надо зайти на этот PodFM». Разброд и шатания на «рподе», возможно, дошли до той крайней точки, когда даже Цитадель Зла, Конкурирующий Терминал стал вызывать интерес. PodFM с его политикой поддержки интересных тематических подкастов и вообще хоть какой-то более или менее внятной стратегией развития, кажется, идет правильным путем.
«С «ПодКона» мне больше всего запомнился секс в душе». Достаточный индикатор того, что PodCon – это просто тусовка. Здесь можно обменяться сувенирными магнитами с названиями родных городов, перекинуться парой-тройкой вежливых фраз: «О да, я слушал твой подкаст… Кажется…», чокнуться банками пива или стаканами мартини и отправиться дальше предаваться незатейливому санаторному отдыху – плавать в бассейне, париться в сауне и играть на аркадном автомате. Пик социальной активности – это вытаптывание на еще не раставявшем снегу надписи PODCON, с обязательным гиканьем и алкогольной подзаправкой.
«Зато я поздоровался с Бобуком!». Интересно, был этому настолько рад сам Бобук – Григорий Бакунов, звезда подкастов «Радио-Т» и «18+», один из первых популярных подкастеров Рунета и заодно зам.руководителя департамента разработкив Яндексе. Судя по фотографиям, приехавший на несколько часов в подмосковный санаторий яндексоид не сильно радовался тем людям, которые подходили посмотреть на живого Бобука и потрогать его за какую-нибудь часть тела. Но для некоторой доли контингента это действительно было мероприятие, на котором можно было выпить пива с небожителями – от Василия Стрельникова, отца-основателя RussianPodcasting.ru, до Петра Диденко, бывшего евангелиста Microsoft, тоже имеющего некоторое отношение к подкастингу.
«–Вы из какого-то института? –Нет, мы из какого-то интернета». Такой короткий диалог состоялся у автора с далекими от подкастинга отдыхающими – четой почтенного возраста, соседствующими в столовой.
Когда автобус из санатория остановился в Москве, пассажиры разбились по группкам, натянуто улыбнулись друг другу и отправились, например, по барам. Кажется, мы на самом живем в такое время, когда для социальной активности молодым людям из интернета подкастинг или другое увлечение нужно не столько само по себе, а скорее как объединяющий символ. Если такой символ позволяет всем отлично провести время, это клево, конечно; но разговоры о медийном влиянии подкастов и бизнес-развитии rpod.ru здесь комично неуместны. За «Подконом» настанет теплый летний сезон, вернется время «pod-городов», географически далеких тусовок подкастеров. Сомнительный успех «Подкона`2010″, на который не приехали по идеологическим разногласиям с ядром rpod.ru многие известные русскоязычные подкастеры, возможно будет уравновешен: впереди еще очень популярный в прошлом году «PodМинск», подкастерские слеты в Эстонии и на юге России. Сообщество явно живо, хотя и переживает далеко не лучшие времена; и это никак не способствует развитию подкастинга как явления.